"Родительский компас"

«Как подготовить ребёнка к школе»

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Поэтому мы расскажем вам не только о том, как растет и развивается  ребенок до школы, но и о том, как помочь ему преодолеть первые ступеньки на пути к школе.
КАК РАСТЁТ РЕБЁНОК?
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития — рост, вес) — это то, что наглядно, «на глаз» показывает динамику возрастных изменений. В этот период ребенок растет «не по дням, а по часам». На шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8—10 см, а прибавление массы (веса) тела 2,2— 2,5 кг. Различия между интенсивностью годичных прибавок роста и массы тела у мальчиков и девочек в этом возрасте несущественны.
В этом же возрасте происходит существенное изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человек с большим туловищем превращается к 6—7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот период значительно увеличивается длина рук и ног, а соотношение головы к туловищу становится почти таким же, как у взрослых. Это изменение пропорций, соотношения всех частей тела и свидетельствует об определенном этапе созревания организма.
Наряду с изменением пропорций тела в 6—7 лет интенсивно развивается опорно-двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Нетрудно представить себе, какую нагрузку испытывает несформировавшийся, не завершивший свое строение опорно-двигательный аппарат ребенка при удержании статической позы в течение длительного времени. Становится ясно, почему 6—7-летнему ребенку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему долго удерживаемая неправильная поза легко приводит к нарушениям осанки..
У будущих первоклассников уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, правда, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Дети этого возраста достаточно хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах и т. п.
У 6—7-летних детей слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому так часто звучат при длительном рисовании, особенно штриховке, жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Так же трудно будет первое время при письме..
При выполнении движений основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием «выводят» буковки, срисовывают рисунки, так трудно им провести строго параллельные линии, трудно на глаз определить величину букв, фигур.
В 6—7 лет продолжаются развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время этот возрастной период является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой. Поэтому организм более остро реагирует на любые неблагоприятные влияния внешней среды (чрезмерные статические, умственные и эмоциональные нагрузки).

ЕЩЕ РАЗ О ЗДОРОВЬЕ
Напоминаем вам,  что здоровье ребенка, а значит, и школьные успехи, закладываются еще в раннем детстве. Тем не менее не часто родители вспоминают о различных нарушениях в раннем развитии ребенка и совсем не связывают школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение беременности и родов. И еще реже видят родители связь между состоянием здоровья ребенка, прежде всего его психическим здоровьем, и семейным «климатом», взаимоотношениями родителей между собой, взаимоотношениями между родителями и детьми.
Редко какая мама может сказать, что ребенок до школы ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний. Частые болезни приводят к повышен­ной утомляемости, низкой работоспособности ребенка. Этих детей легко отличить: они бледны, малоактивны, ослаблены, плаксивы. У них может быть длительное небольшое повышение температуры (субфебрилитет), плохой сон, снижение аппетита, быстрая утомляемость. Такие дети часто отстают в физическом и психическом развитии.
Сохранить здоровье ребёнка помогут самые простые, но очень важные средства профилактики:

  • Режим дня
  • Правильное питание
  • Занятия физической культурой
  • Движение во всех видах
  • Закаливание.

Более подробную информацию вы можете получить на сайте для родителей «Школа профилактики Мамина забота»
Продолжение через неделю.